Что современный человек знает о кунг-фу.

1. ЧТО ТАКОЕ КУН-ФУ И ДЛЯ ЧЕГО ОНО МОЖЕТ БЫТЬ ПОЛЕЗНО СОВРЕМЕННОМУ ЧЕЛОВЕКУ.

Что современный человек знает о кун-фу? В лучшем случае то, что может увидеть на экране телевизора, в кино или на страницах книжек с цветными картинками, больше похожих на рекламные буклеты, чем на издания, содержащий серьезный, глубоко проработанный материал.

Если посмотреть на современные наиболее известные фильмы о кун-фу, то можно заметить несколько тенденций:

  • Основной упор делается на яркость (красивые костюмы и оружие), зрелищность (природа, архитектура, масштабность постановки), обилие спецэффектов (хлопушки, фейерверки, полеты на веревочке), позитивные эмоции (в последнее время);
  • Главный герой долго и с поразительным упорством получает по голове от плохих парней, и по всем признакам должен давно расстаться с жизнью. Однако по законам жанра это нельзя сделать раньше чем через 1,5 часа J (кинематографический стандарт), поэтому волноваться не стоит. У героя появляется второе дыхание, затем третье, четвертое и т.д. В конце добро побеждает зло – иначе у зрителя останется плохое послевкусие от просмотра такого шедевра.
  • Реальной техники в кино практически нет. Если там и снимается кто-то, кто практикует настоящую традиционную технику, то демонстрировать ее на экране он точно не будет. Как говорится, не продавай алмазы в овощной лавке!

Таким образом, кино не только не проясняет философию и принципы кун-фу, а наоборот создает дополнительную путаницу.

Сейчас говорят, что настоящим мастерам это даже выгодно, так как отвлекает от них внимание простого обывателя, пропитанного поп-культурой до мозга костей. Основная масса людей, интересующихся БИ, охотится за внешней атрибутикой, за техникой начального уровня, которая выглядит зрелищно и эффектно, но в большинстве случаев крайне малоэффективна. В это время подлинные мастера остаются в тени и могут посвятить время поиску способных учеников, которым можно передать подлинную традицию и секреты своей школы.

2. История

Что же нам говорят о кун-фу Интернет (например Википедия): «Кун-фу или гун-фу (кит. 功夫, пиньинь gōngfu) — китайский термин, часто используемый как синоним китайских искусств боя. Его оригинальное значение необязательно связано с боевыми искусствами. В дословном переводе с китайского языка, гун — работа, фу — человек. Таким образом, кунг-фу — это любое приобретённое мастерство или достижение, полученное в процессе упорной работы за длительный промежуток времени, в том числе и в искусстве владения своим телом, разумом и энергией с целью получения превосходства в рукопашном бою».

Действительно термин «кун-фу» длительное время не имел прямого отношения к боевым искусствам. А вот слово «ушу» (воинские искусства) стало употребляться как синоним китайских БИ начиная с III века Н.Э.

Ушу развивалось сразу по нескольким направлениям:

  • система армейской подготовки (рукопашный бой, бой с оружием, вольтижировка, искусство построение боевых порядков),
  • театральное ушу (игровая, зрелищная система, включавшая в себя элементы боевой практики) – для народных празднеств и выступлений при дворце императора,
  • оккультно-магическое ушу (практики, основанные на магических ритуалах перевоплощения в животных, ритуальных танцах, вводящих человека в психосоматический транс и т.д.).

Ушу как сложный комплекс психофизического тренинга, объединивший лучшее из вышеперечисленных направлений, появляется только в XV-XVIвв.

Понятие «кун-фу» в значении «высшее мастерство»,  «усердная работа» первоначально  использовалось в среде неоконфуцианцев в XII-XIIIвв. Н.Э. и означало внутреннее озарение, приходящее во время занятий самосовершенствованием и медитацией. Однако, начиная с XVII века термин «кун-фу» стал всеобщим для китайских БИ, что привело к постепенному вытеснению из речи понятия «ушу», хотя на глубинном уровне принципиальной разницы между ними нет (по крайней мере, для БИ).

Школы ушу (кун-фу) как институты совершенствования, полностью сформировались в период с XIII по XVIIвв. вместе со становлением системы «внутренних стилей». На их формирование самое непосредственное воздействие оказали система традиционных взаимоотношений в китайской семье, а так же организация и система обучения в даосских и буддийских религиозно-философских школах.  Ушу становится самым массовым народным занятием. Окончательно складывается традиция истинной духовной передачи.

С появлением огнестрельного оружия кун-фу как техника единоборства постепенно теряет свою актуальность. Мир погружается в эпоху новых географических открытий. Индустриальные государства устремляются на поиски дополнительных источников сырья, энергоресурсов, полезных ископаемых, новых рынков сбыта.  На мировой арене происходит передел сфер влияния, изменение границ государств. Отдельные промышленно развитые страны постепенно превращаются в крупные колониальные державы.

В Китае, после прихода к власти коммунистов в 1949 году, началась активная борьба с многочисленными тайными обществами и религиозными течениями, традиционно имевшими тесную связь с миром боевых искусств (БИ). В деревнях проживало около 90% населения страны, которое намного больше доверяло мастерам БИ и руководителям тайных обществ, чем главам местных администраций. Для того чтобы изменить ситуацию власти активно прибегали к репрессиям, вели ожесточенную борьбе с «распространением феодальных суеверий». И это при том, что практически во все периоды китайской истории большинство мастеров кун-фу были безразличны к властям, ибо политика их не интересовала.

Власти же патологически боялась мастеров БИ, так как видели в них силу способную помешать распространению коммунистической идеологии в стране. Была развернута компания по борьбе с «контрреволюционными элементами», которая уже за первый год унесла жизни более 2 миллионов человек. Многие мастера вынуждены были эмигрировать за границу. Те же, кто остался, в полной мере испытали на себе все тяготы новой реальности. Век огнестрельного оружия внес свои коррективы. Многие мастера погибли на полях сражений. Власти не церемонились с ними – отправляли на фронт, либо на исправительные работы. В таких условиях по соображениям безопасности было не принято афишировать свою принадлежность к миру кун-фу.

В ноябре 1953 года состоялась «Первая Всекитайская национальная соревновательная и показательная спартакиада». Три четверти ее программы составляли соревнования по традиционному ушу. Активно применялось оружие: мечи, колья… Поединки сань-да проводились в полный контакт и без защитных приспособлений. Выступали известные мастера, представлявшие 139 стилей ушу. Это были первые и последние столь масштабные состязания по традиционным видам БИ. По итогам соревнований коммунистическое руководство Китая приняло решение: взять ушу под полный государственный контроль, очистить от религиозности и загадочности, упростить терминологию и методику, сделать более простым, более понятным, более доступным, выдвинуть на первый план оздоровительные аспекты. Фактически был дан старт государственной компании по активной борьбе с инакомыслием в области БИ, по систематическому уничтожению традиционных знаний, накапливавшихся в течение многих поколений мастеров БИ.

В последней четверти XX века ситуация стала меняться в лучшую сторону. Гонения на мастеров прекратились. Руководству Китая стало понятно, что вместо того чтобы уничтожать носителей традиционной культуры, выгоднее их поддержать, а их умения, их знания могут быть неплохим товаром для экспорта. Благо интерес к восточным БИ на Западе возрастал с каждым днем. Ушу (официально пропагандируемое) давно превратилось в спорт, и теперь этот спорт предстояло вывести на международную арену. Обновленное ушу «отполировали до блеска», придали ему товарный вид и предложили в большинстве своем неискушенному потребителю. Оказалось что это хороший бизнес – экспорт тренеров, униформы, спортивного оружия, эмблем, литературы, видео…

На Западе в то время проживало немало настоящих мастеров, эмигрировавших из стран Юго-Восточной Азии. Их техника и их знания большинству западных людей казались чрезмерно сложными, запутанными и поэтому не привлекательными. Таким образом, традиционное кун-фу развивалось в основном в среде китайских, вьетнамских, корейских диаспор, которые были закрыты для посторонних «лавэев». Спортивное ушу благодаря своей зрелищности, состязательности, относительной простоте понимания быстро нашло своих поклонников в западных странах.

3. Отличительные особенности традиционных школ

В настоящее время многие школы, в которых изучают традиционную технику, считаются школами кун-фу, а не ушу (так как современное ушу, превратившись в обычный спорт и потеряв глубину, совершенно дискредитировало себя среди носителей истинной традиции). Традиционные школы имеют эффективную технику, но у нее есть ряд особенностей:

  • Совершенно нет никаких показных, внешне эффектных движений, так характерных для театрализованных шоу и спортивных соревнований. Все действия абсолютно практичны, рациональны, в них нет ничего лишнего. Действия мастера могут выглядеть совершенно неприглядно, потому что неискушенный наблюдатель просто не понимает «физики» происходящего и не в состоянии оценить ее глубину. Столкновение с мастером способно вызвать шок, состояние ступора, ведь сознание обывателя абсолютно не готово к такому развитию событий и просто не верит в реальность подобного сценария.
  • Техника изучается медленнее, чем в спортивных школах, так как требуется серьезная перестройка мышления, мировосприятия, умения легко превращать в тренировку любые на первый взгляд неподходящие для этого обстоятельства (в идеале делать это легко, как бы играючи, совершенно не осложняя жизнь окружающих людей). Кроме того, требуется перестроить свое тело не просто на уровне рельефа мышцы, а значительно глубже и серьезнее (любые изменения в области физиологии должны происходить плавно и целенаправленно). Необходимо научиться воспринимать большие объемы абсолютно новой информации, которая может на первых порах вступать в противоречие с мировоззрением ученика, казаться ему невозможной. Причем воспринимать надо максимально точно и быстро, потому, что второй раз мастер может и не повторить.
  • Тренировки фактически не прекращаются ни на день. Понятие самой тренировки тоже меняется. Много времени приходится заниматься самостоятельно, без опеки мастера, тренера, опираясь на свои силы, развивая свое умение «видеть в темноте», рассчитывать свои действия, по крайней мере, на один шаг вперед. Мастер лишь направляет, но никого не принуждает, не тянет за уши. Каждый ученик сам делает свой выбор и пожинает плоды своих действий.

4. С какими трудностями сталкиваются практикующие кун-фу

Наблюдая за людьми, которые приходят тренироваться в группу, можно сделать следующие выводы. В большинстве своем они совершенно не представляют, куда пришли и чем будут заниматься. Даже если они понимают, что кун-фу, это какое-то единоборство, то пользы это им не приносит, так как у них сформировал достаточно устойчивый шаблон восприятия, в соответствии с которым они ожидают получить то, что видели в кино, о чем читали в книгах. Вот только в кино нет никакого кун-фу, а практическая литература и видео с записями мастеров можно хоть немного понять только если сам тренируешься под руководством этих самых мастеров. В противном случае сомнительный эксперимент может растянуться на неопределенно долгий срок и не дать никаких стоящих результатов, а то и принести вред.

Чаще всего новые адепты кун-фу (назовем их так) приходят на тренировки с целым комплексом проблем. Часть этих проблем могла быть сформирована как реакция на особенности образа жизни, а часть как результат занятий в группах, практикующих какие-либо жесткие техники. В любом случае выполнение чрезмерного количества физических упражнений, особое усердие в набивке ударных поверхностей тела, накопившееся психологическое напряжение и, как следствие, сформировавшиеся блоки (очаги устойчивого напряжения) в теле – все это отбрасывает человека назад от понимания глубин восточных единоборств. Если, используя вышеперечисленный арсенал, человек заставляет себя регулярно тренироваться, то подобную картину можно смело назвать «началом конца». Это кратчайший путь к старению и ускоренному разрушению физического тела.

Начинающие практиковать кун-фу на первых порах должны особое внимание уделить растяжке мышц и сухожилий, увеличению подвижности суставом, правильному дыханию, формированию навыков быстрой релаксации, своевременной профилактике травм и общих заболеваний, и просто навыкам поддержания позитивного настроения (как минимум в процессе тренировки). Без этого никакое движение вперед просто невозможно.

Вторая проблема (вероятно наиболее серьезная) практикующих связана со спецификой их мышления. Научиться мыслить по-новому для некоторых людей может быть невероятно сложно. Мы мыслим и совершаем поступки, опираясь на шаблоны, которые формируются в течение всей нашей жизни, и могут включать в себя большую часть нашего жизненного опыта. Эти шаблоны позволяют нам действовать быстрее и экономить время в привычных ситуациях. Однако иногда они играют с нами злую шутку. Попадая в нестандартную ситуацию и не имея готового шаблона, мы можем оказаться парализованными. Мы легко переходим из позиции «охотник» в позицию «жертва». Поэтому в кун-фу нет, и не может быть шаблонов ни в мышлении, ни в действиях. Именно отсутствие гибкости мышления является непреодолимым барьером для многих. Чем старше человек, чем меньше у него познаний в изучаемой области и чем больше личный опыт, вступающий в противоречие (противоречие понимания) с тем, что он получает на тренировках, тем меньше шансов у него добиться успеха. Хотя тот, кто готов меняться и идти до конца, кто знает, для чего он это делает и что в результате получит, тот всегда может достичь своей цели.

Иными словами блоки в теле рождают блоки в сознании и наоборот. Стоит запустить этот механизм и человек постепенно начинает останавливаться в своем развитии, а затем и деградировать.

Регулярно тренируясь самостоятельно и особенно с мастером, ученик должен быть максимально восприимчив к происходящему с ним и вокруг него. Любая мелочь может быть важной, может, в конце концов, стать дверью к невероятным открытиям. С другой стороны упущенное часто не вернешь. И даже если упущенную информацию удастся получить вновь, то будет окончательно потеряна одна из самых важных вещей, а именно время! То время, которое мы неустанно стремимся использовать для собственного развития. Подержание состояния повышенной восприимчивости требует значительных затрат энергии, постоянного внимания и совершенствования. Таким образом, ничто не дается даром. И кто не готов платить такую цену, тот никогда не преуспеет в кун-фу.

Многие начинают заниматься так, что полностью перекладывают всю ответственность за происходящее на тренера. Тренер превращается в пастуха или своеобразного надсмотрщика, который должен плеткой погонять тех, кого он обучает. Как только исчезает плетка, так сразу же исчезает и ученик. Наверно излишне говорить о том, что подобные тренировки подходят лишь для людей, не способных прикладывать сознательные усилия для собственного самосовершенствования, а следовательно их эффект будет ограничен лишь оздоровительной сферой, не более. Правильный подход предполагает ежедневные тренировки (в том числе и самостоятельные) – они могут быть не продолжительными, но обязательно ежедневными. Только систематические занятия могут произвести необходимые изменения в теле и сознании человека, которые от природы крайне инертны. Заниматься же кун-фу менее 5 дней в неделю вообще малопродуктивно.

Любая серьезная тренировка предполагает комплексный подход. Она не должна мешать личной жизни, не должна создавать проблемы для близких людей. Все, что делается через силу, в конечном итоге не приносит пользы. Поэтому необходимо добиться такого положения дел, когда тренировка, личная жизнь и работа переплетаются и поддерживают друг друга. Если каждую сферу жизни совершенствовать отдельно, то так или иначе они будут вступать в противоречия и создавать много дополнительных трудностей.

5. Что нам может дать кун-фу

Не смотря на то, что мы живем в 21 веке, а не в 16-ом, многие техники, являвшиеся актуальными в прошлом, не утратили своей актуальности и в наши дни. Если сравнивать прошлое с настоящим, то мы видим, что прожить 80-90 лет стало возможно и без отшельничества где-нибудь на труднодоступных горных хребтах. Современный уровень медицины (в развитых странах) и относительно редкие вооруженные конфликты способствуют увеличению продолжительности жизни современного человека. В прошлом мужчина, годный к службе в армии, редко доживал до 30 лет. Для многих альтернатива была не велика – либо нести службу в армии какого-нибудь средневекового правителя, либо заниматься тяжелым трудом на земле или в ремесленной мастерской. Ни то, ни другое само по себе не способствовало долголетию.

Человек с давних пор не желал быть игрушкой в руках сил природы. Многие не хотели следовать за харизматичными вожаками, поддерживать чуждые им ценности, и тем самым вступали в конфликт с принципами и порядками, царившими в обществе того времени. Люди покидали общину, поселялись в труднодоступных местах и вели аскетический образ жизни. В те давние времена было достаточно мест, где можно было жить в уединении и не привлекать к себе внимания. Веками накапливались уникальные знания, позволяющие человеку благодаря специальным практикам приобрести сверхспособности, вызывающие уважение, благоговейный трепет, а иногда и просто страх среди непосвященных людей.

Можно предположить, что современному человеку нет необходимости тратить свое драгоценное время на освоение каких-то восточных диковинок. На первый взгляд все так, однако, кун-фу (традиционная техника, а не спортивно-развлекательное шоу) это сложный комплекс психофизического тренинга, который совершенно не потерял своей актуальности и в наше время. В современном вооруженном столкновении до рукопашной схватки дело доходит крайне редко – чаще всего противник поражается на расстоянии из разнообразных видов стрелкового оружия. Несмотря на то, что вооруженные конфликты приобрели дистанционный характер, человек не стал более защищенным. Одни опасности ушли, другие пришли, а некоторые будут существовать столько, сколько существует сам человек.

Если попытаться перечислить наиболее явные угрозы, с которыми может в любой момент столкнуться наш современник, то мы увидим, что это, например: угроза оказаться в зоне вооруженного конфликта, стать мишенью для агрессивно настоенных двухногих, оказаться в зоне экологического или стихийного бедствия, оказаться в эпицентре неуправляемой опасной для жизни ситуации там, где этого меньше всего ожидаешь, подвергнуться негативному психологическому, а в последнее время и психотронному воздействию на сознание и т.д. Этот список можно продолжать до бесконечности.

Важно понять, что мир не стал безопаснее. И мы так же, как и несколько веков назад должны думать о том, как укрепить здоровье, продлить жизнь, развить у себя навыки, позволяющие полноценно существовать в этом мире, быть человеком творческим, высокоразвитым, и не уподобляться «овощу», не превращаться в животное, которое озабоченно главным образом тем, где бы вкусно поесть да сладко поспать.

Ценность кун-фу заключается в том, что это не просто единоборство. Это сложный комплекс самосовершенствования, позволяющий преобразовывать (совершенствовать) физическое тело, психологию, мышление человека, переводя их на совершенно новый уровень. Мастер кун-фу, это человек, который способен быстро проникать в суть любых вещей, находить ключевые моменты любого явления или события, управлять процессами, оставаясь при этом незамеченным, не привлекая к себе внимания. Мастер все делает как мастер, а если чего-то и не умеет, то знает, как этому научиться в максимально короткие сроки. Таким образом, кун-фу это фактически путь к мастерству в широком понимании этого слова. Это путь, идя по которому мы становимся истинными хозяевами своей жизни, можем формировать обстоятельства по своему усмотрению, не допуская ситуаций, которые могут представлять для нас опасность или помешать нашему развитию. А если, по какой-то причине, ситуация вышла из под контроля, у нас всегда есть средства для того чтобы этот контроль восстановить. Кун-фу это система, которая должна обеспечить выживание человека в любой неблагоприятной ситуации, укрепить здоровье, продлить жизнь, помочь реализоваться человеку как личности.

Мир стремительно меняется. Мы входим в новую эру, и никто до конца не понимает, куда движется человечество, и чем все это для нас закончится. В прошлом мастера тщательно подбирали себе учеников, ибо давая им в руки оружие в виде знания, они сильно рисковали, так же как рисковали и те, у кого этих знаний не было. В наше время мастера дают знания всем, но мало тех, кто может их взять – не хватает у людей сил, способностей, настойчивости. Найти достойного ученика стало очень трудно. Многие мастера предпочитают вообще никого не обучать, вместо того чтобы обучать кого попало.

Время не повернешь вспять, и тех, кто является носителем истинных знаний с каждым годом становиться все меньше. А создателей «полуфабрикатов», «коммерческих техник» или тех, кто в сотый раз «открывает велосипед» все больше. Сейчас важно проявить максимальное внимание и уважение к тем немногочисленным настоящим мастерам, которые все еще живут среди нас, усердно учиться у них для того, чтобы сохранить хотя бы что-то из многовекового наследия предков.

Автор статьи: Щуревич Петр.

Добавить комментарий