ДЖИТ-КУН-ДО

Стиль, который создал Брюс Ли был таким же оригинальным как и его автор…

Однажды он был приглашен на гонконгское телевидение в общество некоторых известных классических мастеров. Каждый из них обсуждал и провозглашал собственный стиль в течение нескольких минут. Затем один из старых мастеров выступил под яркие прожекторы, занял боевую стойку и пригласил каждого из участников передачи сдвинуть его с места. Каждый из них пытался, но безрезультатно. Оставался один только Ли, и старик насмешливо потребовал от него, чтобы Ли попытался столкнуть его из стойки. Ли встал, медленно подошел, посмотрел на старика сверху вниз и неожиданно сильно ударил его в лицо, выбив из стойки и посадив на задницу. В студии поднялся рев. Разъяренный мастер схватил Ли за руку и потребовал, чтобы тот сказал, почему он это сделал. Ли пожал плечами: «Я не толкаюсь, — сказал он, — я бью».

Джит-Кун-До, по мнению Ли, заявляет о непосредственности и выигрывании боев — всеми необходимыми для этого средствами. Ли объясняет: «Создавая статую, скульптор не добавляет глину к глыбе, он отбрасывает ненужное до обнажения истины. Джит-Кун-До не добавляет, оно сводит до минимума, другими словами, отбрасывает ненужное. Это не ежедневное увеличение, а ежедневное уменьшение».

Играя важную роль на раннем этапе, классическая техника впоследствии становится механической, сложной и, наконец, ограничивающим препятствием.

Название Джит-Кун-До («Цзе Цюань Дао») включает в себя следующие понятия: «Джит» — означает вмешаться, прореагировать. «Кун» — стиль и кулак. «До» — единственный путь, реальность. В переводе на прямолинейное западное мышление эта фраза будет обозначать, что конечная цель — найти оппонента, достичь и поразить. Эта стратегия скорее нападения, чем защиты. Брюс Ли писал о ней как об «уточненной форме уличного боя».

«Большинство систем искусств боя являются заумным месивом, искажающим и калечащим бойцов, и отвлекают их от реального боя, простого и непосредственного. Вместо немедленного подхода к сути дела, ритуально преподносятся цветистые формы и надуманные приемы, имитирующие бой. Вместо того, чтобы находиться в бою, они сочиняют бой. Хуже того — заумные высказывания, а также духовное «это» и духовное «то» примешиваются к каждому движению, уводят в тайны абстракции настолько, что движения начинают напоминать акробатику, современный танец, но нереальный бой».

«В основе своей, — объясняет Ли, — все стили заявляют, что свойственные им методы справляются со всеми типами атак. Это значит, что каждый стиль полный и всеобъемлющий. Другими словами, что их структура охватывает все необходимые углы и линии и в состоянии действовать под всеми углами и линиями. Но если все линии и углы охвачены, откуда же берутся различные стили».

Брюс задавал этот вопрос и подчеркивал иронию, говоря, что человек, заявляющий будто бы его стиль отличен от других, должен стоять на голове во время удара, или трижды повернуться, или трижды сплюнуть перед ударом. Для отражения оппонента не может быть так много дорог, вернее, может быть, но все они отклоняются от наилучшей — естественного пути.

Брюс Ли откровенно заявил читателям журнала «Черный пояс» в 1971 году:
«Следует раз и навсегда усвоить, что я не изобрел новый стиль, комплекс или модификацию. Ни в коей мере Джит-Кун-До не отличается от тех законов, которые образуют этот или тот метод. Наоборот, я надеюсь, что ДКД (Джит-Кун-До) освободит моих друзей от пеленок и стилей, образцов и доктрин».

«Так что же, — спрашивали критики, — такого особенного в ДКД, такого необходимого и оригинального?» Ли отвечал: «Я предлагаю вам универсальный стиль, философию искусств боя, игнорирующую расовые барьеры, которая последовательно объединит бойцов, ранее разделявшихся географическими различиями».

Но «универсальность» сама по себе бессмысленна, и что это за новый термин «прямота», «непосредственность», о которой заявил Ли. Об этом спросил его репортер «Черного пояса». Не успел этот вопрос сорваться с его губ, как в воздух полетел кошелек Ли, репортер поймал его и Ли рассмеялся: «Это и есть, — сказал он, — непосредственная необходимость. Вы сделали то, что сочли естественным. Вы не тратили времени, вы просто вскочили и поймали кошелек, вы не садились на корточки, не кричали, не принимали стойки, не делали классических движений перед тем, как ловить кошелек. Вы бы его просто не поймали». Эта, так называемая простота, что значила она? Ли позаимствовал у Дзэна труизм для иллюстрации своей мысли: «Перед изучением искусства боя удар был для меня просто ударом, пинок — просто пинком. После первых ступеней обучения удар перестал быть ударом, а пинок — пинком. Теперь все снова вернулось на свои места».

Что касается отношения  Ли к «острым инструментам». Он много раз выражал сожаление о своей юности в уличной шайке с поножовщиной, и, заявляя о Джит-Кун-До, как о самом эффективном стиле, он не стремился к  применению искусственных вспомогательных средств. Он хотел, чтобы его тело в состоянии было проделать всю эту работу без какой-либо помощи.

Единственным исключением он считал, конечно же, нунчаки. Несколько раз в фильмах Ли показывал прекрасное владение искусством боя с ними. Он признавал киноэффект палочек, волнение при их широких параболах в воздухе, особенно в руках такого мастера, каким был Ли. Однако Ли всегда считал, что любой съевший хотя бы столько соли, сколько он съел за время тренировок, должен легко отразить атаку нунчак без использования какого-либо оружия.

Одно время казалось, что Ли сломает главное правило искусств боя, когда ему давал огромные деньги один из деловых людей, очарованный его «Зеленым шершнем».
Он сказал об этом: «Мне предлагали несколько бизнесменов, чтобы я открыл школу самозащиты Като, но я отказался». И, даже написав книгу под названием «Тао Джит Кун До», он так и не разрешил публиковать ее. «Я чувствовал тогда и чувствую это сегодня, — говорил он в 1973 году, — что не смогу проституировать искусство ради денег». Ли понимал, что нельзя доверять всем без исключения. «Вот почему я не опубликовал книгу. Некоторые могли бы прочитать ее и открыть школу, используя мое имя, как имя их инструктора». Основы Джит-Кун-До очевидны, они заложены самим Ли с достаточной ясностью, но для более детального изучения или практического применения нам остается только складывать по кускам общую картину из отрывков информации, оставленной им.

Вот интересное письмо к другу-бойцу Дэну Иносанто, отражающее один из аспектов философии Джит-Кун-До:

«В искусстве Кунг-фу существуют три стадии:

1 стадия — примитивная. Это стадия полнейшего начального незнания, в которой человек не знает ничего об искусстве боя. Во время боя блокирует и бьет инстинктивно. Не задумываясь, что правильно, что нет. Конечно, он не обучен, но тем не менее его атаки и защиты плавны, т.к. он остается самим собой.

2 стадия — стадия учености или механическая стадия. Начинается она, когда человек начинает тренировки. Его обучают различным способам блокировать, бить, пинать, стоять, дышать и думать. Бесспорно, он получает научное знание боя, но, к несчастью, утрачивает свое оригинальное «я» и чувство свободы. Его действия больше не протекают плавно. Мозг его имеет тенденцию замерзать на различных движениях в расчетах и анализах и, хуже того, его можно назвать интеллектуально привязанным в действительной реальности.

3 стадия — стадия готовности или непосредственного действия. Приходит, когда после долгих лет серьезной и трудной практики понимаешь, что в конце концов в Кунг-фу нет ничего особенного. Вместо того, чтобы полагаться на свой мозг, он приспосабливается к оппоненту как вода, давящая на стены. Он протекает через малейшую трещину, ведь ему ничего не остается другого, чем пытаться быть бесформенным и бесцельным, как вода. Все его классические приемы и стандартные стили сводятся до минимума, если не уничтожаются полностью. Он больше не ограничен».

Добавить комментарий